Максим Моторыгин: «В январе почувствовал — могу! Хочется играть еще больше»
21-летний вратарь в этом сезоне дебютировал в КХЛ и с ходу здорово показал себя в «Динамо». В октябре Моторыгин сделал сэйв, который был признан самым красивым в КХЛ за игровую неделю, а в январе вместе с командой выдал победную серию и стал лучшим новичком месяца. Сейчас Максим готовится к своему первому Кубку Гагарина. Боевой опыт у голкипера есть — он дважды побеждал в плей-офф на молодежном уровне.
— Максим, в этом сезоне вы начали выступать в КХЛ и сыграли за «Динамо» 25 матчей. Что испытываете от такого вертикального взлета в своей карьере?
— Очень рад, что получил шанс, и все так сложилось. Сейчас просто стараюсь помогать команде, показывать себя. Мне нравится играть и нравится побеждать. Так всегда было.
— В прошлом сезоне, выступая за «Тамбов», могли представить, что через год будете сражаться за лидерство в чемпионате КХЛ?
— О том, что мы будем бороться именно за первые места в чемпионате, конечно, не загадывал. Этого заранее предсказать никогда нельзя. Но я держал в голове, что буду пробиваться в основной состав «Динамо», это было моей целью. И сезон в «Тамбове» как раз показал мне самому, что в принципе я могу это сделать.
— Тем более что весной вы поучаствовали сразу в двух плей-офф, и с молодежной командой «Тамбова» взяли Кубок Регионов. Это был хороший эмоциональный заряд?
— Битвы за Кубок по накалу везде одинаковые. Разница только в уровне команд и лиг. Везде надо проходить раунд за раундом, сражаясь с определенным соперником, изучать его. Поэтому получил полезный опыт. А уровень постепенно придет.
— В сентябре после первого матча в КХЛ, вы не скрывали, что здорово волновались. Когда мандраж прошел?
— Мандраж есть перед каждым матчем, но это нормально. Думаю, что это свойственно всем игрокам. Настоящую уверенность я почувствовал только в январе, когда сыграл в восьми матчах кряду (Команда одержала в них шесть побед. — прим. автора). До этого не было такого, чтобы мне две-три игры подряд доверили провести. Поэтому именно в этот период я гораздо увереннее себя почувствовал.
— То есть уверенность идет от доверия тренеров и, соответственно, практики?
— Да, чем больше играешь, тем увереннее себя чувствуешь.
— Могут опытные игроки дать молодому вратарю какой-то совет перед матчем? Или вы настраиваетесь на игру самостоятельно?
— Иногда мне говорят что-то про определенного игрока из состава соперников. Например, что какой-то форвард может попробовать лакросс сделать. А другой с определенной позиции хорошо бросает. Но вообще мы же, вратари, перед матчем состав соперника тоже разбираем, готовимся. В раздевалке я часто общаюсь с Даниилом Пыленковым, а еще сдружился с нашим массажистом Толиком.
— В октябре вся лига восхищалась вашим прыжком в матче с «Витязем». Его признали лучшим сэйвом недели. Опишите, как все происходило вашими глазами?
— Там был просто хороший бросок, который мне удалось отразить щитком. Игрок «Витязя» бросал в противоположный угол, у меня других вариантов просто не было — прыгнул шайбе наперерез. Кстати, секунд через тридцать был еще один такой же момент, и там я уже не успел. В каждом игровом эпизоде надо бороться до конца. А дальше — как повезет. Бывает, что отобьешь, ну, а если нет, ты по крайней мере старался, сделал все, чтобы шайба в ворота не залетела.
— Приятно было оказаться на первом месте в хит-параде?
— Это неплохо, конечно, но не было такого, чтобы я сильно обрадовался. С точки зрения вратаря, произошел обычный игровой момент. Выручил команду — молодец, а попадать в топы у меня, честно говоря, особого стремления нет.
— Какой матч, из сыгранных в КХЛ, вы бы выделили, как самый удачный?
— Наверное, со «Спартаком» 7 января, мы тогда выиграли 3:2 в овертайме. Это было мое первое дерби в КХЛ, плюс много бросков (Максим отразил 35 — прим. автора). Два гола пропустил, за одним тянулся в трудной ситуации — не повезло чуть-чуть, а со вторым меня закрыли хорошо. Как говорится, ни одной «своей шайбы» я в том матче не пропустил, а соперник был принципиальный и сильный.
— Большинство вратарей предпочитает, чтобы им чаще бросали. Ваше мнение?
— Тоже люблю, когда бросков много. Ну, хотя бы восемь-девять за период, а за матч –около тридцати. Тогда ты в тонусе. А если соперник бросил два раза, а потом до тебя полпериода вообще доехать не могут — это тяжело, трудно удерживать концентрацию.
— На вашем счету еще и две результативные передачи в КХЛ. Причем заработаны они в очень упорных матчах – с ЦСКА и «Автомобилистом». Эти пасы для вас – просто приятный бонус к победам или что-то большее?
— Просто бонус, ведь во время матча я о своих передачах даже не знал. Мне об этом только после игры сообщали — девушка скажет, агент, кто-то из партнеров… Сам я и не подумал бы об этом. Ну, вот взять недавний матч с «Автомобилистом». Я же просто остановил шайбу и отдал ее ближайшему защитнику — Пыленкову. Даниил отпасовал Миронову. А уже Андрей пробежал через всю площадку и забил. Примерно то же самое было и с ЦСКА. Я отбил шайбу щитком, она отлетела к Бреннану, тот передал ее Пакетту, и Седрик забросил в пустые через всю площадку.
— Вот насчет ЦСКА – не соглашусь. Там ведь шел очень опасный пас из-за ворот на пятак, который вам удалось прервать и, соответственно, начать контратаку «Динамо».
— Да, но о том, чтобы начать атаку, я тогда точно не думал. Просто, если шайба идет рядом, моя задача — ее перехватить и себе же жизнь облегчить, чтобы потом не ловить бросок с убойной позиции. Мне там было важно, чтобы шайба на пятак не дошла. А куда она отлетит — хоть в угол, хоть назад за ворота к сопернику вернется, это уже вторично. Главное, чтобы не в сетку.
— В этом сезоне вы играете в белым шлеме, считаете его фартовым. Есть мысли что-то нанести на него перед следующим сезоном?
— Пока не знаю. Многие говорят, что шлем обязательно надо разукрасить. Но дело в том, что я просто люблю белый цвет. У меня и форма белая, и одежды много светлой. Вот сейчас мне делали новые перчатки — тоже белые, только синий логотип фирмы, под цвет «Динамо». Может быть, нанесу на шлем букву «Д», но не более того. В основном он останется белым.
— Как произошел ваш переход в «Динамо» этим летом?
— Я знал, что вернусь в «Динамо», и летние сборы вновь проведу с первой командой. До этого я два года также проходил предсезонную подготовку с основным составом. Тут никаких сюрпризов.
— Вы стали динамовцем еще в 14 лет. Потом выступали за бело-голубых в МХЛ и ВХЛ. Выиграли Кубок Харламова в 2021-м. И затем все время также находились в зоне интересов бело-голубых?
— Да, пришел в «Динамо» за пару лет до «молодежки». В МХЛ провел два сезона, второй уже полностью, мы там играли в паре с Димой Меньшатовым, с которым по году шли вместе. Потом я уехал на полгода в Самару, где выступал в ВХЛ за ЦСК ВВС до молодежного чемпионата мира. А с турнира вернулся опять в МХК «Динамо». Потому что Самара не выходила в плей-офф, и, если бы остался, сезон пришлось бы закончить слишком рано. То есть получалось, что если я уходил, всегда было понимание, что могу вернуться назад, в систему «Динамо».
— За какую команду болели в детстве?
— Сначала за «Питтсбург». Там играл Женя Малкин, который мне очень нравился. Но потом наша воронежская команда слетала на детский турнир в Канаду, в Торонто. И вот после этого я начал за «Торонто» болеть. До сих пор в НХЛ этой команде симпатизирую.
— Кто вам нравится из известных вратарей?
— Марк-Андре Флери, который как раз играл за «Питтсбург» и три раза стал там обладателем Кубка Стэнли. А из наших — Сергей Бобровский. Нравится их стиль игры. Но сам я не стараюсь быть на кого-то похожим. Просто, что тренеры говорят, то и делаю.
— Кто вас привел в хоккей? Родители тоже спортом занимались?
— Профессиональных спортсменов в семье нет. Мама в юности играла в волейбол, папа занимался большим теннисом. Но больше для себя.
— Почему вас тогда отдали в хоккей, а не в теннис или волейбол?
— Папе хоккей нравился. Может, еще потому, что футбол в Воронеже очень слабый. Папа и сейчас на все мои игры старается приезжать.
— Какие у вас планы на концовку сезона? Хотели бы сыграть в финале Кубка Гагарина?
— Конечно, сыграть на этом уровне желание максимальное. Как я уже говорил, после той январской серии из восьми матчей я понял, что могу играть в КХЛ. С тех пор хочется играть все больше и больше. Сейчас я в хорошей форме, к битвам за Кубок готов.
— День, когда решил стать хоккеистом?
— В четыре года родители привели меня в хоккейную секцию, как для меня складывались первые тренировки совершенно не помню. Зато запомнил, как стал вратарем. По нашему году их не хватало, и тренер предложил мне встать в ворота. Я подумал: это же самое легкое, что может быть в хоккее. Ведь нам тогда было лет по пять, в таком возрасте до ворот доезжают редко, броски совсем слабые. Думал, что так всегда и будет, но ошибся.
— Великий матч в истории хоккея?
— Финал чемпионата мира-2008, когда мы одолели канадцев. Хороший и интересный получился матч, наша команда поначалу уступала, но отыгралась, Ковальчук забил здорово, а ворота сборной России защищал Набоков. К тому же до этого мы еще на чемпионатах мира не побеждали очень долго.
— Великолепная пятерка и вратарь?
Вратарь: Сергей Бобровский.
Защитники: Кейл Макар, Вячеслав Фетисов.
Нападающие: Александр Овечкин, Остон Мэттьюс, Валерий Харламов.