02 июня 2020

Главное для фотографа — это эмоции игроков

2 июня свой день рождения празднует без сомнения лучший фотограф Континентальной хоккейной лиги Сергей Бабунов

Второй год подряд динамовский мастер фотосъемки попадает в число лучших фотографов сезона. Пресс-служба московского «Динамо» не могла обойти вниманием данное достижение и расспросило сегодняшнего именинника о том, каково это — видеть хоккей через объектив фотокамеры.

— В прошлом году ты стал лучшим фотографом КХЛ, а в этом — занял второе место. Какие эмоции испытываешь?

— Самые положительные. Это хорошая идея лиги, которая мотивирует еще сильнее. Приятно, что вхожу в топ второй год подряд и вношу свой скромный вклад в развитие нашего клуба. Будем двигаться дальше и только вперед!

—  Если бы ты был в жюри, то кого бы отправил в тройку?

— Наш фотографический мир достаточно тесный. Все друг друга знаем. Тяжело кого-то выделять, потому что все ребята молодцы и делают большое дело. Мое личное мнение, как зрителя: Саша Коркка из «Северстали». Он держит высокий уровень, его галереи приятно смотреть. Паша Табарчук из «Трактора», Александр Лукьянов из «Сибири». Естественно, наши друзья-соперники из ЦСКА, а именно, Лена Колпакова. Таков мой выбор.

— Если выходить за рамки клубов и говорить о Лиге в целом, с учетом представителей спортивных изданий?

 — Тут проще. Есть признанные мастера — Владимир Николаевич Беззубов, Юра Кузьмин, Саша Сафонов из «Чемпионата», Саша Мысякин из Спорт24, Дашу Исаеву забывать не буду. Все они на слуху, большие профессионалы.

— Многие считают, что фотографировать сможет каждый, лишь бы аппаратура была качественной. Можешь согласиться с этой позицией?

 — Это долгая дискуссионная тема. Я скажу, что фотографировать может каждый. Но не все могут донести то, что он хотел бы показать этим снимком. Для автора эта работа может быть красивой, но не для окружающих. С развитием современных технологий большинство людей так или иначе снимают. На мобильный телефон порой можно сделать потрясающий кадр. Каждый из нас по-своему фотограф. Скажу за себя, что я не умею снимать видео и фотографировать на телефон. Получается какая-то ерунда. Распространенная ситуация, когда идешь по трибунам, и болельщики, видя тебя с фотоаппаратом, просят на свой телефон их «щелкнуть». Я всегда отказываюсь! Лучше я сниму на свою камеру и отправлю вам по почте, но на смартфон снимать не буду! (Смеется)

— Расскажи о своем пути в фотоискусстве.

— Точно можно сказать, что с фотоаппаратом я не родился. Пришел к этому спустя долгое время. Была кардинальная смена направления в жизни. В итоге все сводилось к фото. В хоккей пришел случайно. Коротко говоря, оказался в нужное время в нужном месте. Работал в одном жанре и затем получил приглашение в спортивный мир. Весь мой большой путь в фотографии начался в 2004 году и продолжается по сей день. 

— Иногда мы смотрим, что публиковали в своих социальных сетях 5-7 лет назад и думаем: «О, Боже, как я мог такое написать». У тебя не бывает такого с твоими работами?

— Это вопрос самооценки. К себе я строго отношусь. Мне не нравится то, что я снял год назад, а все фото десятилетней давности вообще нужно удалить. Проще становится, когда видишь реакцию и оценку людей. В остальном — всегда необходимо расти. Первый матч ты снял одно, на второй матч ты подошел, уже проанализировав свою предыдущую работу. Повторюсь, что к себе я очень самокритичен. Из того, что попадает в объектив, мне нравится минимум. 

— В 2014 и 2015 году ты работал на чемпионатах мира вместе со сборной России. Расскажи об этом периоде.

— Приглашение в сборную было неожиданным. Что скрывать, это было приятно! В любом случае — это рост и больший охват аудитории. При всем уважении, ни один клуб не получит такое количество просмотров. В 2014 году руководители, тренерский штаб и персонал практически полностью были сформированы на основе «Динамо». В 2015 году присоединился еще Андрей Миронов, поэтому, с точки зрения психологической составляющей, трудностей не было. Ребята меня приняли быстро. Что касается рабочего процесса и регламентов, то это совершенно другой уровень, и это логично. Мне повезло, что в команде было много своих. После двух чемпионатов мира появились новые знакомства. В другой стране, особенно в Чехии, ты всегда стараешься найти своих. Со многими до сих пор общаемся. В 2014 году взяли золото, увидел первый раз Президента страны вживую! Были и смешные казусы. Можно отдельные статьи писать по двум турнирам. В Минске на финальном матче мне не досталась наша фотографическая жилетка, и я мог вообще не попасть на главный матч. Благо, братья белорусы помогли выйти на главного сотрудника из фотослужбы ИИХФ, и мне, как бы ни странно это не звучало, досталась жилетка финского фотографа! Можно сказать, урвал свой личный трофей. Если бы это произошло в Праге, мне бы сказали что-то вроде «Мальчик, мы очень рады, что ты фотограф сборной России, но ты прозевал свое место — иди гуляй». Хорошо, что на обоих финалах я работал и снял все, что надо. (Смеется). Вообще, большая проблема — угадать с точкой съемки. Ты же не знаешь, как будет развиваться игра, куда побегут хоккеисты праздновать успех после заброшенной шайбы… Первый финал был волнительный, поэтому снял, как мог. Не менее забавная история, как Саша Овечкин просил подборку фотографий с турнира. У меня не было выбора, я купил сам флешку, загрузил фотографии и отдал ему. Так что лучший игрок мира мне должен 386 рублей! До сих пор везет. Сами понимаете, карточки, санкции, другое полушарие… Но ничего страшного. (Смеется).

— После 2015 года сборная даже не выходила в финал! Может, пора тебе вернуться, хотя бы в качестве талисмана? 

— Такими темпами можно вспомнить, что мой первый в сезон «Динамо» тоже закончился триумфом, а дальше без трофеев. Сейчас болельщики «Динамо» скажут, что мне нужно уйти из клуба! Но если серьезно, то в ФХР сейчас работает прекрасный фотограф, и я не беспокоюсь о сборной. Не буду скрывать, что есть мечта поработать на Олимпийских играх. 

— Сейчас ты связан со сборными командами страны?

— Меня периодически приглашают на различные турниры. Если я свободен от клубной деятельности, то меня отпускают потрудиться. В прошлом году ездил в Швецию на юниорский чемпионат мира. Наш Егор Брызгалов выступал и завоевал серебро. После взрослых чемпионатов все попроще — и в плане регламентных историй, и работы с командой.

— В «Динамо» тебя ждет 9-й сезон кряду. Что за это время поменялось в тебе, как в фотографе?

— Стал опытнее. Если вспомнить меня молодого и зеленого в 2012 году, то я имел только технические знания о съемке, а в плане спортивного восприятия — представления были далеки от идеала. Спустя 8 лет ты знаешь, что ты хочешь получить на выходе после конкретного матча. Не стоит забывать, что и техника не стоит на месте. Компания Canon помогает воплощать то, что я хочу показать болельщикам. Спасибо ребятам, что идут навстречу во многих вопросах и мне, и клубу. 

— Кстати, о команде. Назови свой любимый состав ХК «Динамо» за время работы в клубе?

— С игровой точки зрения мне смотреть очень тяжело. Целостного восприятия матча, как у обычного зрителя, у меня нет. И когда задают вопросы как/что/почему, то я не могу ничего ответить, пока не посмотрю хотя бы обзор матча. Все составы я помню, и есть те, с кем общаюсь до сих пор. Отдельно можно выделить тройку Овечкин — Бекстрем — Комаров. Сейчас я жалею, что в то время многого не сделал с ними, опять же из-за отсутствия опыта… 

— Какой игрок круче? Который много забрасывает или который хорошо получается на снимках?

— Для статистиков, который забрасывает, конечно же! Мне от игроков нужны эмоции. В «Динамо» было много игроков, которые много забрасывали, но эмоций от них минимум. Если вспомнить Дениса Кокарева, то у него и без шайб были такие эмоции, что можно после просмотра галереи подумать, будто он лучший снайпер команды с отрывом. Но ведь это далеко не так было.

— Сколько времени занимает вся работа на одном матче? 

— Примерно за 3 часа до игры направляюсь на арену. На игре я использую три камеры: одна в руках, одна в воротах, другая над воротами. Бывает еще и четвертая — для важных торжественных мероприятий. Камеры в воротах и над ними — это, так называемые, netcam. Управляются с пульта при нажатии на основной камере. Объемы фотографий большие. С основного фотоаппарата порядка двух тысяч кадров. Плюс столько же с других. Итого около 6000 кадров с одного матча. Всего беспрерывная работа обычной игры регулярного чемпионата — это 7-8 часов. 

— Хоккей — это наиболее сложный вид спорта для фотографии? Или есть сложнее?

— Иногда снимаю футбол, но он не такой динамичный. Работал на регби, на матче водного поло, волейбол. Баскетбол был, но полулюбительский. Все виды спорта непростые. Если не сравнивать с автогонками, где нет людей в кадре, эмоций и борьбы, то да, хоккей самый контактный и динамичный. Не скажу, что его сложнее снимать, но нюансов много. Еще я снимал турнир ММА. Минут 30-40 я пытался понять, где экшн? А этот экшн был в главном бое вечера. После того, как закончился бой и сам вечер, посмотрел снимки и подумал: «Вот это другое дело!»

— Назови три главных качества, которые определяют успешность спортивного фотографа?

— Везение, техника и трудолюбие. Если ты ленивый, то тебе и техника, и везение не помогут. В любом матче есть тот момент, который ты должен поймать. Мы говорим об условиях, если ты понимаешь прописные истины и правила хоккея. Если команда проигрывает 2:3, то ты знаешь, что чаще всего интересное должно происходить у вражеских ворот. 

— Какой совет ты бы дал начинающим фотографам?

— Любить свое дело. Наша профессия не терпит наплевательства. Стоит дать слабину — и зритель это увидит. Дальше ты станешь неинтересным и уйдешь работать курьером.

— В связи с эпидемиологической ситуацией, каким видишь предстоящий сезон КХЛ?

— Если все трибуны в масках, то это будет очень интересно! Я уже вижу, как наши болельщики креативят и что-то рисуют на масках. Главное, чтобы все вернулось в нужное русло. Шестой матч против «Спартака» — это не самый приятный опыт. Трибун не хватало. Полная картинка игры без болельщиков не складывается. Несмотря на то, что я не так много, как хотелось бы, фотографирую наших болельщиков, всегда стараюсь самых ярких запечатлеть.  

— Назови три самых фотогеничных игрока ХК «Динамо» прошедшего сезона?

— Юусо Хиетанен в топе, Саша Еременко следом. Третье место отдам Андрею Миронову с поправкой «пока не зарос, как макарошка». 

— Назови три лучших свои работы в «Динамо».

— Лучшую еще не снял. Но те, что всплывают сразу… Это чемпионские эмоции из Челябинска, их очень много было.

Не забуду фотографию локаутной тройки на базе в Новогорске.

И фотография юного болельщика с отражением ледовой площадки во взгляде.

Когда сниму, что-то самое-самое, то, наверное, завяжу с фотографией!

Коллектив хоккейного клуба «Динамо» Москва от всей души поздравляет Сергея Бабунова с его персональным праздником и желает крепкого здоровья, отличного настроения и новых шедевров в предстоящем сезоне!