Игорь Ожиганов: «Перед матчами вспоминаю, как в детстве просил у динамовцев автографы»
Известный защитник в этом сезоне исполнил свою детскую мечту — вышел на лед в составе «Динамо». Сейчас Ожиганов — один из лучших защитников-бомбардиров бело-голубых. Надеемся, что именно в московском клубе Игорь реализует и еще одно свое заветное желание — завоюет Кубок Гагарина.
— Игорь, почти половина сезона уже позади — как вы сами оцените пройденный период в «Динамо»?
— Что-то получается, а что-то еще нет, хочется прибавить, играть лучше. Стараюсь прогрессировать от матча к матчу. Конечно, хочется и очков больше набирать, но сперва надо было «плюс/минус» поправить.
— Любители хоккея знают, что у вас шикарный бросок, но пока вы набираете очки в основном за счет результативных передач. Чем вы сами это объясняете?
— Если бы знал точный ответ на этот вопрос, уже забивал бы. Но пока не получается. Да и моментов в целом немного. Недавно прикинул — у меня за все матчи с начала чемпионата, наверное, было всего четыре эпизода, которые можно голевыми назвать. Это мало, работаем над этим.
— Тем не менее, первую шайбу за «Динамо» вы уже забросили, причем, победную. Хотя, наверное, это был один из самых необычных голов в вашей карьере!
— Когда после этого гола вернулся на скамейку, то даже не знал — радоваться или расстраиваться. Не так я себе первый гол за «Динамо» представлял! Это был даже не наброс на ворота, шла последняя минута второго периода, надо было закончить его в атаке, поэтому я просто вбросил шайбу в чужую зону, не думал, что из этого может что-то опасное получиться (в итоге шайба ударилась об лед перед вратарем «Сибири», резко изменила направление и влетела в ворота). Но у меня в карьере были и более необычные голы. Однажды я бросал по чужим воротам, а гол забил в свои…
— Это как?!
— Играл за «Сибирь» против «Барыса», у соперника было отложенное удаление, мы заменили вратаря на шестого полевого, атаковали. Я бросил по воротам «Барыса», Виталий Еремеев, тоже вот, кстати, известный динамовец, эту шайбу отбил «блином» в угол, она полетела по закруглению, возле нашей лавки встала на ребро и вкатилась в пустые ворота. И такое случается.
— Вы уже не раз заявляли, что, перейдя в «Динамо», исполнили свою детскую мечту. Что почувствовали впервые выйдя на лед в бело-голубой форме?
— Во время матча я полностью сосредоточен на игре. А вот на разминке порой действительно вспоминались игры «Динамо», на которых я был ребенком в качестве зрителя. Правда, это было не в Петровском парке, а на Малой спортивной арене в «Лужниках». Но все равно, ведь игроки, на которых я тогда с трибуны смотрел, сейчас работают в нашем тренерском штабе. Приятно вспомнить! Ведь когда-то я их ждал у арены, просил автограф… У меня был клубный флажок, весь исписанный динамовскими игроками. С таким еще старым логотипом — широкой буквой «Д» и красной звездочкой посередине.
— Наверное, начали болеть за «Динамо» после феноменального гола Андрея Маркова в финале Евролиги-1999?
— Меня папа с детства начал возить на хоккейные матчи. Мы жили в Красногорске, ездили в Сетунь на матчи «Крыльев Советов», а в «Лужники» — на «Динамо». И вот почему-то ездить в «Лужники» мне больше нравилось, матчей «Динамо» мы не пропускали, вот так я и начал болеть за клуб. А тот гол Маркова я, честно говоря, не видел, хотя и был на игре. Это же был конец третьего периода, и мы уже начали спускаться с трибуны, чтобы потом не толкаться — там же полная арена собралась, и на лед не смотрел в тот момент.
— В «Динамо» вы перешли синхронно со своим старинным другом Никитой Гусевым. Не удивляет, что судьба сводит вас вместе снова и снова – «Белые медведи», «Красная Армия», «Амур», СКА и вот теперь вы оба в составе бело-голубых?
— Забавно, конечно, что мы знаем друг друга еще с детской школы и во многих командах играли вместе. Тем более что мы давно дружим, сейчас уже семьями. У нас и жены хорошо общаются, и дети любят вместе время проводить. Но о том, чтобы специально перейти вместе в другую команду мы никогда не договаривались. Нам это даже в голову прийти не могло! Все само собой получается.
— В юности вы играли вместе с Гусевым и еще одним знаменитым форвардом Никитой Кучеровым. Кто в той вашей детской компании был самым крутым?
— В детстве Гусев и Кучеров, конечно, уже выделялись, но никто не думал, что они станут звездами, и крутыми их не считали. Потому что в других командах росли ребята, которые на тот момент выглядели сильнее и, наверное, считались более перспективными. Только Геннадий Курдин всегда в нас верил, и время все расставило на свои места.
— Действительно, ни вы, ни Кучеров, ни Гусев не считались хоккейными вундеркиндами. Наоборот, шли к успеху, так сказать, через тернии.
— Я бы не назвал это «терниями», обычный путь игрока. Да, есть люди, которые сразу звездами становятся, например, Кирилл Капризов. А в основном молодых и в хоккее, и в футболе сперва отдают в аренду, где они сами пробиваются все выше и выше. Это нормальная ситуация.
— В чем был феномен той юношеской команды Геннадия Курдина, из которой вышло сразу три больших профессионала?
— В самом Геннадии Курдине. Мы были его первой детской командой. Потом тренер взял ребят 2002 года рождения, и из того выпуска тоже вырос такой нападающий, как Марат Хуснутдинов, который выступал за СКА в прошлом сезоне. Думаю, что Марат уедет в будущем в НХЛ и у него там все хорошо сложится. Геннадий Геннадьевич изначально выбрал правильный путь — он прививал нам любовь к хоккею, всегда старался сделать так, чтобы нам было интересно. Любая тренировка проходила в игровом режиме. Даже если это был бег или прыжки, все равно он устраивал для нас соревнование. Поэтому безразличных людей в его командах никогда не было. Да и сам Курдин очень сильно во все это вкладывался, много времени с нами проводил, разговаривал. Всю свою жизнь посвящал детям, с которыми работал. Хотя превыше всего ставил дисциплину. У него и пословица была: «Дисциплина бьет класс». Он ее нам каждый день повторял. Геннадий Геннадьевич мог многое простить, но нарушения по дисциплине пресекал сразу.
— Удивительно, что при этом и вы, и Гусев, и Кучеров стали в первую очередь классными самобытными игрокам, а не просто дисциплинированными профи.
— Разве хороший игровик должен быть обязательно раздолбаем или анархистом? Дисциплина не мешает импровизировать на льду. Игра в атаке Гусева и Кучерова –лучшее доказательство этого.
— В сезоне-2018/19 вы неплохо дебютировали в НХЛ за «Торонто», но продолжать карьеру за океаном не стали. Не жалели потом об этом? Ведь многие игроки о таком старте в НХЛ могут только мечтать.
— Если смотреть со спортивной точки зрения, возможно, надо было остаться еще на год, потихоньку, помаленьку все бы и срослось. Не скрою, хотелось бы в НХЛ играть, но имеем то, что имеем. У каждого человека в жизни свои принципы, свои цели. На тот момент я считал, что действую правильно.
— Как раз летом 2018-го у вас в семье родился сын. Понятно, что лететь с грудным ребенком в незнакомую страну, где всю жизнь надо налаживать с нуля – большой стресс. Это тоже отчасти повлияло на ваше решение вернуться в Россию?
— Жена с сыном прилетели ко мне в Канаду попозже — через два-три месяца. И, конечно, все, о чем вы говорите, меня тогда тоже подъело. Но я ни в коем случае не хочу вешать свое тогдашнее решение на семью! Там был целый комплекс причин.
— Просто для любого мужчины это всегда очень трудный выбор – карьера или семья? Хочется найти вариант, чтобы всем было хорошо.
— Как сказал один мой друг: «Хоккей однажды закончится. И рядом останется только семья».
— Сейчас вашему сыну уже пять лет. Вы в это время уже ходили на матчи «Динамо»! Как у Михаила с хоккеем?
— Сыну уже пять с половиной, и на игры «Динамо» он ходит, как и я в свое время. Единственное, не всегда удается посещать вечерние матчи, потому что у Миши тренировки рано утром. Надо, чтобы он успевал хорошо выспаться, хочется, чтобы хоккей был для него в радость, а не опротивел с детства, потому что просыпаться не хочется. В Новогорске, недалеко от нашего дома, открылся филиал Академии Михайлова, сын занимается там — шесть тренировок в неделю, пять дней лед. Занятия начинаются в 7.30 или в 8.00, жена его туда возит, а уже потом он идет в садик. В Питере Миша тоже хоккеем занимался, но не так глобально — три тренировки в неделю было.
— Чем сейчас занимается ваша супруга Александра (в девичестве Меркулова), в прошлом чемпионка мира по художественной гимнастике? Участвует в каких-то спортивных проектах или полностью посвящает себя семье?
— В первую очередь жена занята ребенком. А в свободное время ее спортивный проект — научиться играть в бильярд, Александра сейчас с тренером занимается.
— Бильярд – ваша идея?
— Да, я сам очень люблю играть. Когда есть время между матчами, обязательно выбираю время сходить в бильярдную с отцом, друзьями. Жена тоже однажды попробовала, ей понравилось, спортивный интерес проснулся. Тем более что туда и девушки приходят, которые играют очень достойно. Уверен, что и у нее все получится.
— Как оцените свой собственный уровень?
— Если брать среди любителей, то крепкий середняк. На деньги не играю, если только чисто символически, чтобы азартик чуть-чуть подогреть.
— С фигуристками хоккеисты обычно знакомятся на олимпийской базе в Новогорске, а где вы познакомились с женой, если не секрет?
— Мы — в социальных сетях.
— Интересно, кто кому первый написал?
— Вот тут у нас с женой версии расходятся. Я считаю, что она, а жена говорит, что я. Думаю, было так, что она проявила внимание к моей страничке, а я в ответ уже написал что-то.
— Судя по всему, поддержка на трибунах в Москве у вас солидная, не пора ли завоевать Кубок Гагарина, за который вы уже давно сражаетесь?
— Пусть все будет, как будет. Не хочу ни загадывать, ни обещать. Завоевать Кубок –моя мечта. А много рассуждать об этом не стоит.
— День, когда решил стать хоккеистом?
— На самом деле за меня родители решили, что я буду хоккеем заниматься. Мне было шесть лет, когда я впервые попал на тренировку в ледовом дворце «Умка» в Москве. Это случилось осенью 98-го или 99-го года. До этого я успел побывать в «Лужниках» на Кубке «Балтики», где сборная России играла с чехами.
— Великий матч в истории хоккея?
— Сразу приходит на память Квебек-2008, где наши в финале чемпионата мира обыграли канадцев. Смотрел этот матч ночью в прямой трансляции, сборная России отыгралась в третьем периоде, потом Илья Ковальчук забил в овертайме. Может, это и не самый великий матч в истории. Ведь были выиграны и Олимпиады, и другие важные турниры. Но из того, что я лично смотрел, именно он засел в памяти. Ведь до этого сборная долго ничего не выигрывала. В 2007-м, на чемпионате мира в Москве мы досадно уступили финнам в полуфинале и только третьими стали. Остался от этого неприятный осадок. Поэтому победа на ЧМ в Канаде стала очень значимой.
— Великолепная пятерка и вратарь?
Вратарь: Хенрик Лундквист.
Защитники: Андрей Марков, Вячеслав Фетисов.
Нападающие: Остон Мэттьюс, Никита Гусев, Никита Кучеров.